Офисный героизм: это условие прорыва или серьезная опасность?
Интересная закономерность повторяется в каждом году в марте и апреле: как будто сговорившись, компании формируют одинаковые заказы для бизнес-тренеров — тренинги по стресс-менеджменту. Заметив серьезное переутомление у своих сотрудников и, по этой причине, явное снижение профессиональной эффективности, руководители стремятся «разгрузить» сотрудников и провести обучение с целью формирования у них навыков эффективной саморегуляции.
В активные периоды года, как правило, это сентябрь — декабрь, наиболее часто заказывают тренинги по тайм-менеджменту с целью обучения персонала техникам оптимального планирования рабочего времени.
Все это правильно. Но — с некоторым нюансом.
Приходя в компанию, нередко тренер видит не столько переутомленных или не умеющих планировать свое время людей, сколько элементарно не выспавшихся сотрудников! Без исключения, у всех — покрасневшие глаза и бледные лица. Без исключения, все сотрудники украдкой зевают и вообще находятся в несколько заторможенном состоянии. Наконец, практически все часто пьют кофе, стараясь подбодрить свой организм.
Когда я спрашиваю, сколько времени люди отводят на свой сон, то нередко мне говорят:
- «Да мы почти не спим! На сон жалко времени! Хочется все успеть!»
- «Я уходу из дома, когда мои близкие еще спят, а прихожу, когда они уже спят!»
- «Я дома почти не бываю!»
- «Мы уходим с работы в 2-3 часа ночи: нам нравится работать!»
- «Какой отличный у меня сотрудник: так много работает, что часто остается ночевать в офисе!»
- «Наталья, Вы представляете, какой у нас директор? Он въезжает в кабинет в понедельник, а выезжает — в пятницу! Все время работает!»
- «Чтобы я вовремя приезжала с работы, моя мама подносит телефонную трубку собаке, и она начинает подвывать. Как только я слышу печальный голос своей любимой собаки, я собираюсь домой. Другим способом меня из офиса не выманить».
В таких случаях мне хочется сказать:
«Друзья! Сейчас Вам нужен не столько тренинг по стресс-менеджменту или тайм-менеджменту, сколько просто обычный, нормальный, полноценный сон! Желательно, регулярный и продолжительный, хотя бы в течение ближайших трех-четырех месяцев!»
И дальше мне хочется завершить свое выступление простыми словами: «А для того, чтобы научиться высыпаться, с работы нужно уходить вовремя!»
Существует понятие «мертвой зоны»: после официального окончания рабочего дня нужно заставить себя собраться и решительно выйти из офиса. Необходимо научиться переключаться на частную сферу, вспоминать, что кроме работы, есть еще близкие и дорогие нам люди, которые ждут общения с нами, а также приятные дела и занятия, которые доставляют нам удовольствие. Стоит ли отказываться от всего этого?
В последнее время консультанты стали говорить о принципе «максимальный вход — минимальный выход». Этот принцип означает, что трудоголики, которые отличаются исключительной преданностью компании и работе, успешные и хорошо зарабатывающие люди, нередко не имеют ни сил, ни времени воспользоваться результатами своего труда.
Одна моя клиентка рассказывала про мужа, что в кругосветном путешествии, когда на теплоходе они курсировали по Средиземноморью, ее успешный, но переутомленный муж не выходил из каюты и не осматривал на экскурсиях достопримечательности стран, которые они проезжали. Он круглосуточно спал! Другой клиент, подходя к своему загородному дому, третьему по счету, грустно сказал мне: «Наталья, это — мой третий дом! Зачем он мне? Я здесь почти не бываю!» Наконец, еще один клиент, с гордостью показывая свой дорогой особняк, картины и изысканные интерьеры, на мой вопрос, где находится его кабинет, показал мне небольшую комнатку со старой советской мебелью, но дорогим компьютером: «Мне все равно где и как жить. Главное для меня — работать!»
Трудовой героизм сотрудников можно понять: работать интересно. Раскрывать свои способности, реализовывать себя — великое счастье. Однако не следует забывать о важном условии для того, чтобы работа была действительно в радость: о здоровье и эмоциональном комфорте. Переутомленные сотрудники примерно в четыре раза чаще болеют. В «выгоревших» командах нередко возникают эмоциональная нестабильность и раздражительность, повышается уровень конфликтности и критичности в адрес руководства. И, как правило, снижается эффективность.
Что делать? Меры здесь довольно просты.
Во-первых, в компании необходимо ввести корпоративный стандарт по тайм-менеджменту, в соответствии с которым сотрудники обязаны не только успевать выполнить свои рабочие задачи, но и вовремя уходить с работы.
В-вторых, чтобы поддержать такое распоряжение со стороны руководства, продиктованное, на самом деле, заботой о здоровье и благополучии сотрудников, охрана должна получить полномочия настоятельно напоминать персоналу, что пора уходить с работы, например, с 21.00. Отлично, если для «напоминалок» со стороны охраны будет отведено время в течение часа: с 21.00 до 22.00. Затем, после «мертвой зоны» в 22.00, охрана должна иметь право директивно предлагать сотрудникам покинуть помещение и разъехаться по домам с тем, чтобы утром, свежими и отдохнувшими, вернуться на рабочие места.
В-третьих, в российских компаниях настало время вводить корпоративную культуру здорового образа жизни, при котором должны пропагандироваться не только занятия спортом и поддержание своего внешнего вида не высоком уровне дресс-кода, но также хорошее здоровье, отдохнувший и свежий вид.
Настало время формировать в компаниях корпоративную установку, что работа в офисе поздно вечером и ночью — это не есть хорошо, а, скорее, плохо. Регулярные переработки свидетельствуют о том, что сотрудник не умеет планировать свое рабочее время, много времени тратит впустую, не успевает и доделывает вечером то, что он должен был сделать в течение рабочего дня.
Уверена, что в ближайшее время руководство компаний будет обращать внимание на состояние своих сотрудников и вводить такие меры по контролю за «мертвой зоной». А самим сотрудникам придется научиться ценить свое личное время и вспоминать о том, что кроме работы еще есть обычная, но такая прекрасная человеческая жизнь!