Интервью с Ольгой Сторожевой

И: Здравствуйте, меня зовут Оля Сторожева, я провожу исследование в рамках учебного курса бакалавриата на факультете Социальных наук НИУ ВШЭ. Это исследование о женщинах предпринимательницах и их круге общения, который у них складывается в связи с предпринимательской деятельностью. Вы являетесь представительницей бизнес среды, нам было бы очень интересно узнать о том, как создавался Ваш бизнес, с какими сложностями Вы сталкивались, и кто и как помогал Вам в их разрешении. Я так же хочу сказать, что эти данные будут использоваться в общем виде и само интервью анонимно, используется без указания имен, фамилий и названия фирм. Также, если вы не против, я буду использовать диктофон.

Р: Хорошо, согласна.

И: Хорошо, тогда начинаем. Для начала я бы хотела узнать некоторую информацию о Вас. Скажите, пожалуйста, какое у Вас образование?

Р: Я закончила Ярославский госуниверситет, факультет психологии. Получила базовое психологическое образование, потом защитила кандидатскую. Работала в НИИ приборостроения и первая моя позиция в трудовой книжке «инженер - психолог». Потом работала в Психологическом институте РАО. Я всегда занималась управленческой проблематикой, в советское время, и сейчас.

И: К слову о работе. Скажите, пожалуйста, какой у Вас стаж на данный момент?

Р: Где-то около 40 лет.

И: Скажите, а сколько из этого Вы уже занимаетесь собственным делом?

Р: В 1989 году мы с мужем учредили свою консалтинговую компанию «Бизнес Блиц». Потом я ушла во фрилансинг, сейчас работаю в нескольких бизнес - школах. В 2009 году я учредила свою компанию ООО «Школа Тренинга Натальи Самоукиной» и теперь провожу открытые и корпоративные тренинги. Предмет моих интересов составляют бизнес-тренинги, коучинг, системная оценка, ассестмент-центры. У меня около 30 авторских программ, 29 книг, более 100 статей.

В моей компании сейчас работают около 10 фрилансеров, бренд менеджеры, бухгалтер, дизайнер и так далее.

И: Скажите, что стало мотивом начала собственной деятельности. Причем, как в 1989 году, так и в 2009.

Р: В 1989 году все открывали свои компании, мои знакомые и друзья открывали бизнесы. Это называлось «кооперативом», тогда просто хотелось зарабатывать свои деньги. Мы с супругом были из научной интеллигенции, кандидаты наук и мы неплохо зарабатывали. В сумме ежемесячно до 600-700 советских рублей плюс разные надбавки. А потом это прекратилось, а кормить семью было надо, у нас тогда было двое детей, была свекровь, были мои родители. Мы оба были очень активными людьми, нам интересно было окунуться в бизнес сферу.

А в девятом году был кризис, и я подумала, что если у меня будет своя компания, то я смогу работать по прямым заказам. Никакого бедственного положения не было, мы никогда не голодали. Это было естественно, если экономическая ситуация предлагает такие возможности, я их использую.

И еще: я люблю зарабатывать. Я помогаю своим детям, и мне нравится самостоятельный образ жизни. И по всей семейной линии, я из клана активных профессионалов.

И: Продолжаем. Такой вопрос дальше. Было бы интересно узнать о других людях, встречающихся в Вашей рабочей среде. Расскажите, пожалуйста. Для начала про партнерскую сеть, про агентов, подрядчиков. Как Вы их находите, как с ними взаимодействуете?

Р: Ну для начала, у меня на первом месте долгосрочное сотрудничество, я вообще люблю длинные отношения с проверенными людьми. Ты знаешь человека, ему доверяешь, знаешь, чего от него ждать.

К долгосрочному я отношу несколько типов моих взаимодействий. Первый - это заказчики, корпоративные партнеры, с которыми я работаю по 10 лет больше. Есть второе направление в долгосрочном типе отношений - с консалтинговыми компаниями. Там у меня несколько программ, которые спланированы до середины 2017 года.

Второе направление – это ряд персональных клиентов, из разных, довольно высоких эшелонов.

Целое отдельное направление – это написание статей, и есть коллеги из редакционного бизнеса. Я работаю с несколькими журналами, у меня есть циклы статей, один даже вышел с моим большим портретом на обложке и моим большим интервью.

Есть также четвертое направление, которое не дает денег, но очень увлекает и радует, это общение и переписка в социальных сетях. С молодыми тренерами, hr –ами и другими, я часто отправляю свои книги в подарок, делюсь идеями, размещаю какие-то материалы, люди комментируют, это интересно.

И: Хорошо, давайте тогда перейдем к клиентам. Скажите. Как вы работаете над их привлечением?

Р: Привлечением как таковым я не занимаюсь. У меня есть бренд менеджеры, которые иногда находят мне какие-то дополнительные работы. Но специально я ничего не делаю.

Так сложилось, что в начале 90х ничего не было, некоторые из нас активно выходили и начинали параллельно писать, потому что это всегда важно. Я сразу поняла, что нужно писать статьи и книги, чтобы твое имя было на слуху, было узнаваемо.

Не то чтобы маркетингом или само-маркетингом заниматься, но просто показывать свою деятельность, заявлять о себе. В начале 90-х быстро мое имя стало известным.

Поэтому отдельно я не занимаюсь привлечением, но я очень активна сама по себе. Потом еще часто меня приглашают через сарафанное радио, передают мои телефоны, мол, «звони ей, она отлично работает и аудиторию держит». Но я хотя использую все возможности. И на радио выступаю, на телевидение несколько раз звали. Но эти каналы я больше использую для того, чтобы чувствовать аудиторию.

И: Хорошо. Спасибо, двигаемся дальше. Хочу спросить про сотрудников. Скажите, вы используете стандартный подбор? Или через знакомых ищите?

Р: Хороший вопрос. Мой бухгалтер пришла из того времени, когда мы с мужем занимались туризмом. Когда я организовала свою компанию, я позвонила ей, и вот мы снова вместе работаем. Потом дизайнер пришел по рекомендации моей старшей дочери. Он фрилансер работает у многих, и у меня тоже. Как и большинство наших сотрудников, кстати, они все часто собираются вместе под какие-то конкретные проекты.

Кстати, люди часто просятся ко мне на стажировку. Пишут мне, одного себе взяла. Посмотрим, что из этого выйдет, он человек интересный. Бывает так, что люди пишут, мы работаем по какому-то проекту, потом расходимся, потом снова работаем, и так далее. Или, например, человек пробует себя у меня, а потом снова возвращается в свой бизнес. Это нормально. Это нормальный рабочий процесс. Иногда такое сотрудничество долгосрочно, иногда краткосрочно.

И: Хорошо. Поняла, а есть ли такие люди, с которыми вы просто обсуждаете работу? Говорите об изменениях, трудностях и так далее.

Р: Вообще если брать тех, с кем я говорю о работе, то в первую очередь это клиенты, слушатели на моих тренингах. Они больше всего развивают своими вопросами, предлагают новые темы, и надо развиваться до их уровня. Это очень интересно, когда развиваешься в соответствии с заказами. Клиенты всегда ставят интересные цели. Также развивают и подталкивают молодые тренеры, которые выходят на рынок. Два раза в год я провожу Тренинг для тренеров, это очень интересный опыт.

И: Бывает ли так, что Вы обсуждаете работу с друзьями, или с кем-то из членов семьи? Или не выходит эта тема за рамки обсуждения с клиентами и партнерами?

Р: У меня есть немного дружеских отношений, очень немного. Не потому что я закрытый, неконтактный человек, а потому, что нет времени много общаться.

И: Поняла, хорошо. А бывает ли так, что ваши друзья становились вашими коллегами или партнерами? Или наоборот?

Р: Знаете, больше коллеги становились друзьями.

И: А фигурируют ли в Вашей рабочей среде бывшие одноклассники, однокурсники, бывшие коллеги.

Р: Вы знаете, интересный вопрос. Одноклассники – нет, ни одного. Однокурсники – ни одного нет. То есть, просто по дружбе, посидеть, мы встречаемся. Но деловых отношений нет.

И: Хорошо. Спасибо. Тогда переходим к следующему блоку. Он называется «о трудностях и проблемах», он не очень большой, но интересный. Могли бы Вы привести пример, какой-то по-настоящему непростой, сложной ситуации из предпринимательской деятельности.

Р: Ну за время работы в бизнес-среде действительно всякое бывало. Хотя могу Вам сказать, что у меня же бизнес все-таки специфичный. Это инфо-бизнес, поэтому у меня все немного иначе, не так как у других предпринимателей. Но, конечно, здесь тоже есть трудности. Я постараюсь выделить несколько пунктов, самых беспокойных тем. Первая, пожалуй, это постоянно плавающий график. На самом деле, мой график всегда забит под завязку, но он все равно не четкий , что-то переносится, двигается, часто бывают накладки, семинары в понедельник в одном городе, во вторник уже в другом.

У меня был случай, когда я приехала в другой город, вышла к публике и стала рассказывать материал предыдущего выступления. После кофе-брейка я извинилась, когда мне организаторы сказали, что тема не та. И все прошло хорошо.

Второе, это работа с разными людьми, и бывают случаи, когда люди просто случайно приходят не на тот семинар, путают аудитории и потом выходят недовольные, потому что им рассказали не то, чего они хотели. Серьезно, такое бывает.

Или , например, бывает так, что приходишь к аудитории, которую пригнали на тренинг в 9 утра, заставляют обучаться, а им интересно совсем другое. И надо подстраиваться, перестраиваться. Например, как-то я приехала в регион, там открыли новый офис, и я читала семинар по тайм-менеджменту. Я начала работать и вижу, что они не включаются. Потом они мне честно сказали, что они не понимают, зачем им это, у них же полно времени, им не нужно экономить свое время, а вот если бы я их научила с девочками знакомиться и мужей искать, вот это было бы действительно полезно. Мы договорились, что в последний день семинара мы обязательно затронем эту тему. И затронули. Было весело.

И: Я вас поняла, очень интересно, конечно. Скажите, а бывает так, что Вам хочется рассказать о трудностях. С кем-то из друзей может быть с партнерами или клиентами.

Р: Вы знаете, нет, я не люблю жаловаться, и всегда стараюсь держаться на позитивной стороне. Я вообще считаю, что всем надо быть активными, позитивными, открытыми. Тем более я не люблю никого грузить, лучше я потрачу время на приятное общение, а не на жалобы. Все эти рабочие моменты проходят. А время – штука драгоценная.

И: Да, я вас поняла и полностью с Вами согласна. Мы уже с Вами говорили о клиентах, о партнерах. Как я понимаю, вы больше ориентированы на долгосрочные отношения. Вот скажите, как вы добиваетесь этой долгосрочности?

Р: Я думаю, что в первую очередь я добиваюсь того качеством работы. И большим количеством рекомендаций и хороших отзывов. Люди довольны тем, что я делаю. Цена у меня не самая дорогая, но и не самая дешевая, если смотреть по рынку. Средняя, адекватная. Вот и нет смысла искать что-то еще.

И: Я вас поняла, спасибо большое! Скажите, а какого стиля общения с клиентами вы придерживаетесь? Формального или не формального?

Р: Интересный вопрос. Вы знаете, скорее формального. Комфортного, но формального. Я вообще со всеми общаюсь на Вы всегда, обращаюсь по имени отчеству, со всеми, с клиентами и провайдерами - партнерами. Но при этом, все отношении эти, они очень комфортные.

И: Поняла Вас. А что скажете относительно стиля общения с сотрудниками? Он формальный, неформальный?

Р: Тут знаете, все очень просто, поскольку они все на фрилансе. Мы все друг к другу очень уважительно относимся, формальность присутствует, конечно. Нет излишнего сближения, но все очень доброжелательны. И я ко всем очень доброжелательна всегда. Понимаете, эти люди от меня не зависят, и если захотят, могут уйти, поэтому все держится на взаимном уважении. Как руководитель я, конечно, всегда всех поздравляю с праздниками, с днями рождений.

И: Поняла Вас, хорошо, спасибо! И у меня последний вопрос. Относительно перспектив развития вашего дела. Как вам видится будущее в ракурсе вашей компании?

Р: Ну, безусловно хочется развиваться, хотя в контексте нынешней экономической ситуации, желательно не потерять завоеванных позиций. Я готова работать долго, еще несколько лет. Я очень хочу этого. Я постоянно учусь, развиваюсь. Надо перетерпеть эту экономическую ситуацию и двигаться дальше.

И: Поняла Вас, огромное вам спасибо за участие! Это было очень интересное интервью!

Бизнес-тренер Наталья Самоукина
Предлагаю вам посмотреть