Возраст: омоложение или старение?

ИНТЕРВЬЮ Натальи Самоукиной в проекте YoungOld

Интервьюер: Мы сейчас общаемся с экспертами, которые изучают старший возраст и создают образовательные программы. Давайте с Вами, как с теоретиком, обсудим некоторые вопросы.

Наталья Самоукина: Я не теоретик. Теоретик – это научно-исследовательский работник в академическом институте. Он там что-нибудь читает, дискутирует, выступает где-то, общается с коллегами, пишет научные статьи и монографии и т.п. Я, скорее, чистый практик. В последние более 25 лет я консультирую, провожу бизнес-тренинги и семинары. Это обычная бизнес-практика, бизнес-образование. Если говорить о возрасте, то мы должны понимать, что существует разный возраст. Первый - биологический возраст, это наше здоровье, второй возраст – паспортный, фиксирующий количество лет от года рождения, и третий возраст – психологический. Психологический возраст очень динамичный, он может быть больше или меньше паспортного и биологического возрастов. Например, когда я провожу тренинг, я чувствую, что становлюсь моложе. Я должна заряжать и давать энергию. Клиенты не будут слушать, если тренер говорит правильные вещи, но спокойным, скучным, академическим тоном. Я начинаю говорить в другом, более скоростном темпе, с другой энергией и мотивацией.

Интервьюер: Темп другой, да.

Наталья Самоукина: Когда я на тренинге, я нахожусь в тонусе возрастов слушателей, которые передо мной, чаще всего это молодые люди или слушатели среднего возраста. Сама я – человек возрастной, получается, что на тренингах я становлюсь моложе своего фактического возраста. Как происходит психологическое омоложение? Первый фактор, конечно, генетическая основа. У меня родители были очень активные, энергичные, деятельные. Второй фактор: омолаживает искренняя увлеченность чем-то. Я увлечена работой. Ощущение творческого потока – это действительно фактор омоложения. Третий фактор – я стараюсь вести здоровый образ жизни. И четвертый фактор – я постоянно работаю над собой, не позволяю себе впасть в раздражение, что в наши годы было лучше, а сейчас хуже. Я стараюсь поддерживать себя на позитиве, в таком постоянном, устойчивом, сознательном позитиве. Как только у меня появляются мысли: «Как хорошо было в советское время, постоянная з/п, понятные правила игры, отлаженная жизнь, а сейчас все не так…», то я понимаю, что я смотрю в прошлое. Я знаю, что если человек смотрит в прошлое, он начинает стагнировать. А мне нужно будущее. Я специально ставлю перед собой цели, планирую, мечтаю.

Интервьюер: Просто бесподобно выглядите.

Наталья Самоукина: Я ничего не делала с лицом: ни подтяжек, ни каких-то лифтингов. Но, когда я начинаю работать, то после тренинга домашние говорят: «Слушай, ты приходишь молодая». Видимо, повышается гормональная активность, тренинг требует много энергии, организм работает на других диапазонах. Недавно я прослушивала цикл интервью с Олегом Меньшиковым в YouTubе. Он сказал такую интересную фразу, что даже гипотоники, у которых артериальное давление 60 на 90, выходя на сцену, повышают свое давление под 200. Потому что - стресс, адреналин. Это стресс позитивный, конструктивный. По-видимому, у актеров, певцов, тренеров, политиков и вообще публичных людей, организм готов энергетически раскручиваться в диапазоне скачков с маленьких давлений на большие. Этот фактор мне приятен, я хорошо его воспринимаю.

Интервьюер: А вы давно начали заниматься теорией поколений, рассматривать карьеру в возрастном аспекте?

Наталья Самоукина: Знаете, примерно лет 12-14 назад, мне подсказала клиентка. Я ехала на какой-то тендер, добиралась очень долго, стояла в пробках и думала: «Зачем я туда еду?» Но уже обещала, меня ждут. Приехала, мы хорошо провели беседу, заказ я получила. И уже, провожая меня, директор по персоналу, с которой мы проводили переговоры, говорит: «Наталья, а Вы обратили внимание на теорию поколений?» Я отвечаю: «Нет». «Да вы что?! Сейчас об этом все говорят!» Естественно, меня это зацепило. Я стала об этом читать, думать, наблюдать. Потом были две конференции в Москве, на второй я выступала в формате публичного тренинга. Кстати, там я получила новый опыт. Я говорила про молодых и сказала, что деньги для них не важны. Выскочила в центр молодая девушка, примерно 22-23 лет. Она встала перед аудиторией и начала говорить, что хорошо зарабатывает. Деньги для нее очень важны. Ее выступление было по типу «Я-Я-Я!» и «Всего и сразу!». Аудитория слушала с сомнением, и потом кто-то спросил: «А сколько Вы зарабатываете?». Она ответила: «Нормально: 750 тысяч рублей!» Зал затих, а потом кто-то выкрикнул: «А где Вы работаете?» Оказывается, она торгует оленями, то есть рогами оленей. Почему я об этом говорю? Я думала, что молодым не важны деньги. Оказалось, что для них важны деньги - для самоутверждения, для статуса, для достойного уровня жизни. Я стала говорить на своих тренингах о теории поколений и всегда видела, что эта тема всем интересна. Аудитории всегда разновозрастные, пусть это будет большой MBA, например, в Академии Народного Хозяйства, или Mini MBA для занятых людей, или Executive MBA, когда собираются только владельцы, которые ездят по всему миру, все равно все зажигаются.

Интервьюер: Интересно же про себя слушать.

Наталья Самоукина: Да. В разновозрастной аудитории я вижу, как начинается активный интерес одной группы, потом второй, третьей, потом активные дискуссии между собой. На этом можно вообще строить сценарий тренинга.

Интервьюер: Мы с вами будем говорить про старшее поколение. Старшее поколение, если говорить о крупном городе, как вам кажется, зачем оно идёт получать дополнительное образование? Какие-то дополнительные курсы, новые скилы. Зачем? Почему? Кто эти люди?

Наталья Самоукина: Несколько причин. Я думаю, на первом месте, знаете, потеря интереса к своей профессии, усталость от своей профессии. Пример: в последние годы своей жизни, гениальный пианист Рихтер, как говорят, не готовился к концерту, потому что он всё знал, он даже почти не разыгрывал руки. В интервью какой-то актрисы я недавно услышала, что она выходит на сцену, и сама с собой играет, и что это наслаждение, не готовиться и в репетициях не участвовать. С одной стороны это хорошо – такое свободное владение профессией, а с другой стороны – это уже проторенная дорожка. У меня так часто бывает: кто-то задает вопрос, и он задает МОЙ вопрос, или описывает МОЙ кейс, интонации, нюансы МОЕГО кейса. В целом, работа в известной тебе области – это одновременно профессионализм и риски усталости от профессии. Второе, это важный фактор: сейчас меняется жизнь человека, мы живем дольше, чем наши родители. Появились как минимум двадцать дополнительных лет, и что, все эти годы работать в одной-единственной профессии? Это неинтересно и практически невозможно. Человек уходит из своей профессии на пенсию, если он работал в офисе или бюджетной организации. Если это женщина, ей 55 лет, мужчина – 60 лет. У них масса энергии! И надо чем-то заняться! Чтобы понять, чем заниматься возрастным людям, необходимо описывать и делать анализ потребностей взрослых людей. Скорее, это потребность творчества. Креативность во всех нас заложена природой, иначе мы бы не выжили в меняющихся условиях. Я это наблюдаю в своем замечательном внуке, ему 2,5 года. Если он два раза повторил одну и ту же игру, ему скучно. Он стоит и не знает, что дальше? И мы придумываем с ним новую игру – идеи подбрасывает или он, или я.

Интервьюер: Правила меняете каждый раз.

Наталья Самоукина: Да. В солидном возрасте человек снова возвращается в эту креативность. Это важный момент. Мне кажется, если выбирать область образования, нужно выбирать творческие, креативные сферы, где человек себя не реализовал. Но у творческих людей есть одна особенность. Они не верят в себя, а во взрослом состоянии уже нет страха перед риском, ничего не теряешь, потому что ты уже чего-то достиг. У тебя уже есть жизненный базис: успехи, достижения, благополучие. Можно пробовать уже без рисков! Третий момент, дополнительное образование, обучение новым навыкам – это продолжение жизни. Возрастных людей нужно учить вместе с молодыми. Потому что, когда общаешься с молодыми, то, конечно, идёт обмен энергетикой, даже одеваться люди по-другому начинают. Вот мы с Вами разговариваем сейчас, и я как бы такая, как Вы. Хотя у Вас вся жизнь впереди, а у меня все-таки большая часть позади. Четвертый момент: необходимо искать возможности для дополнительного заработка к пенсии. Любая пенсия – маленькая, значит, нужно подрабатывать. Если ты подрабатываешь, у тебя другие возможности. Ты можешь путешествовать, одеваться, ходить в рестораны, планировать крупные покупки, помогать детям. Итак, сделаем выводы. Если говорить об образовании возрастных людей, это могут быть два направления: освоение новых творческих профессий и получение новых навыков для дополнительного заработка. Отлично, когда первое совмещается со вторым: творчество и заработок. Пример из моей практики. Открываю почту и получаю сообщение: «Я была у Вас на обучении, спасибо за тренинг. Мне 48 лет, я бухгалтер, меня уволили. Что мне делать? Что посоветуете?» И я ей задала простой вопрос: «А что Вы любите делать, что Вам нравится больше всего?». Они отвечает: «Я люблю массажи». Я отсылаю сообщение: «Так в чем проблема!? Идите на курсы, и осваивайте технику массажа!». Через какое-то время она снова мне пишет: «Мы с мужем взяли в ипотеку квартиру, приезжайте, мы Вас приглашаем. Как войдете, слева муж делает полный массаж, а дальше я делаю массаж лица». То есть у них такой доход, что они взяли в ипотеку квартиру. Видите, совмещение творческого дела, которое нравится, с возможностью реально зарабатывать. Еще пример. В своей поездке по Китаю я обратила внимание на трех возрастных дам в возрасте семьдесят-плюс. Среди них была самая активная, лидер. Ее подруги подчинялись ей, и шли туда, куда она говорила. На Китайскую стену я не полезла, они полезли. Потом я её расспросила, оказалось, что ей 74 года. Она рассказала, чем можно зарабатывать. В прошлом она - физик, доктор наук, вдова, две дочери живут отдельно. Сейчас она бухгалтер, обслуживает несколько компаний, сдает отчеты. У нее получается такой доход, что она может себе позволить путешествовать три-четыре раза в год и всегда приезжает с хорошими подарками для детей и внуков.

Интервьюер: Как вам кажется, если создавать образовательные программы для пенсионеров, какая может быть специфика? Сейчас очень популярно делать компьютерные курсы, а это уже немного другое, это, как второе высшее образование. Вот есть ли эта специфика, или её нет? Когда приходит пенсионер куда-то учиться, как он воспринимает?

Наталья Самоукина: Первый момент. Я фанатею компьютером, много работаю на компе, бываю в Фейсбуке, ВКонтакте, конечно, в рамках разумного. Компьютер развивает, он делает тебя многозадачным, всё это здорово. Но надо признать, компьютер нужен не всем. Ориентация только на компьютерное образование возрастных людей может быть тупиковой. Второй момент. Вы спрашиваете про второе высшее образование. Посмотрим шире на этот вопрос, сделаем список всех образовательных услуг, которые сейчас присутствуют в образовательной сфере. Есть высшее образование с целью получения диплома, в частности, второе высшее образование длительностью 2,0 - 2,5 года. Нужно ли возрастным людям иметь второе высшее образование? Вполне возможно, что нужно. Например, женщина-юрист 55 лет ушла из офиса и думает, чем бы заняться? Допустим, она хочет консультировать семейные проблемы, тогда второе высшее образование ей нужно, поскольку еще 10-15 лет будет консультировать, а клиенты нередко спрашивают о наличии диплома, потому что компетентный специалист – это дипломированный специалист. Если такой необходимости нет, то тогда можно ориентироваться на краткосрочное образование в течение года с той или иной периодичностью (2-3 или 1-2 раза в неделю). Или еще один формат краткосрочного образования – интенсивные программы по 5-6 дней, которые пользуются большим спросом. Интенсив можно сделать 8-9 часов каждый день, возрастные люди очень работоспособны. Думать о том, что они не тянут нагрузку, это не правильно. Наоборот, они привыкли к нагрузке, они будут приходить вовремя и задавать много вопросов. Возрастные люди очень ответственные, они хотят освоить что-то качественно.

Интервьюер: Еще вопрос. А как лучше, делать гомогенную аудиторию или миксовать возраст? Какой должен быть преподаватель?

Наталья Самоукина: Лучше миксовать аудиторию, потому что уйти из профессии хотят не только возрастные, которые вынуждены уходить по возрасту, но и молодые нередко стремятся сменить профессиональную сферу. Если по возрасту миксовать аудиторию, то психологически для всех это позитивно, и вы будете набирать аудиторию. Гомогенную аудиторию Вы не соберёте. Ну, придут 5-7, 10-12 человек, а это мало. Важен еще вопрос по требованиям к преподавателю. Для возрастных людей особенно важна компетентность того, кто в центре. Наше поколение так скажет: нельзя слушать человека, который скачет по верхам. Мы же советские специалисты, учились в советское время, у нас – системные, выстроенные мозги. Например, если молодой преподаватель будет стоять и говорить, что раньше ничего не было, и он начинает с чистого листа, и эти идеи он сам придумал, то для возрастного человека с хорошими мозгами – это блеф. Это не инновация – это личное самоутверждение. Инновация – это когда ты перечислил все, что до тебя сделали, и сказал: я добавлю новое. Тогда, да – ты знаешь предшественников и сформулировал новую идею. Итак, первое, если слушает старшее поколение, необходимо учитывать, что оно привыкло к компетентным людям, поэтому надо, чтобы преподаватель был компетентный. Компетентным может быть и молодой. От возраста это не зависит. Я прослушиваю все интервью, которые делает Олег Тиньков на своем ресурсе «Бизнес-секреты». Там много – молодых людей рассказывают про свои бизнесы, и это очень интересно, и я многому у них учусь. И все же, я думаю, что для возрастной аудитории лучше взрослый преподаватель, уже понятна его компетентность, у него есть профессиональный и жизненный опыт.

Интервьюер: У Вас есть образовательные программы специально под пенсионеров?

Наталья Самоукина: Я расскажу, как я формирую свои программы. Во-первых, я интересуюсь популярными темами, которые есть на рынке образовательных услуг. Но стараюсь не читать чужие программы, чтобы не дублировать формулировки. На сайте у меня более 30 программ, и все они - мои авторские программы. Во-вторых, я разрабатываю новую программу всегда под заказ. Потенциальный заказчик высылает свои пожелания, я готовлю программу и иду на встречу. Это ни к чему не обязывает, но тренеру интересно, потому что ты узнаешь потребности клиентов. Мне не заказывали программы для пенсионеров, поэтому я их не разрабатывала. Хорошо бы провести опрос возрастных людей и прояснить, что им реально интересно. Если будут заказы, я подготовлю свои программы.

Интервьюер: Интересно, у нас в России старшее поколение, даже если была бы возможность бесплатно получать какую-то консультацию, пошли бы они? Я мало себе представляю, чтобы моя бабушка пошла к психологу. Ей проще с дочкой или с внучкой пообщаться. Это как бы про другую культуру? Это я к вопросу про потерянное поколение, которое находится в стадии, когда они не понимают, что со своим временем делать. И если начинать пропаганду со стороны государства, прививать новую культуру восприятия старости. Что не нужно сидеть, можно проводить время хорошо. Готовы или не готовы? С какой стороны зайти?

Наталья Самоукина: Мы перечислили много всего, чтобы занять возрастных людей, необходимо начинать с того, что пойдет 100%, а потом потихонечку добавлять и смотреть на реакцию. Наверное, пойдут на 100% такие сборища-чаепития для возрастных людей. Потом Вы добавите какие-то выезды, в автобус погрузили и сделали экскурсию по Москве. То есть Вы расширили, масштабировали их впечатления. Потом по Подмосковью повозили, но добавляйте то, что не вызывает барьеров. На консультирование ходит молодняк в основном, по темам консалтинга - на первом месте бизнес, на втором месте – женщины обращаются по поводу семейных трудностей, и на третьем месте- консультирование по поводу детей. Сами возрастные люди не обращаются, у нас не было такой привычки, и им действительно легче пообщаться с близким человеком. Надо просто делать, и все получится! Со временем сформируется культура дополнительного образования и консультирования для возрастных людей, я уверена.

Интервью проводила Анастасия Недялкова.

Бизнес-тренер Наталья Самоукина
Предлагаю вам посмотреть